ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

Обществу нужны неординарные творческие личности, т.к. мы понимаем, что от их профессиональной самореализации, реализации как личностей во многом зависит наше общее будущее. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу достижения учащимися не только традиционных предметных результатов, но и результатов, связанных с развитием личности и способностей к познанию [4].

Олимпиады – традиционная форма работы с учащимися, цель которой созвучна с идеями ФГОС. «Олимпиады дают возможность учащимся определить уровень своих знаний, приобрести неоценимый социальный опыт, открыть пути самопознания, самовыражения, саморазвития»[7].

Первый вопрос для учителя – как найти среди множества учеников потенциального олимпиадника? Учителю помогут наблюдения за работой учащихся во время уроков, проверки письменных заданий, устных ответов. На что обращать внимание? Каждый предмет имеет свои особенности. Так известно, что для химиков в отличие от математиков и физиков характерно образно-логическое мышление [5], а также необходимы некоторые специальные способности. По Г.В. Лисичкину и Л.А. Коробейниковой Л.А. [1] к химическим способностям учащихся относятся:

— точное ощущение и восприятие внешних свойств веществ (цвет, запах, дисперсность) и происходящих с ними изменений;

— развитые гравитационные ощущения, ощущение времени и пространства;

— хорошая координация движений, развитый глазомер;

— быстрота реакции;

— способность к автоматизму в работе руками;

— аналитико-синтетические качества ума;

— развитое ассоциативное и образное мышление;

— способность к абстрагированию, оперированию символами и числами;

— богатое пространственное воображение;

— подвижность мыслительных процессов;

— большой объём внимания;

— наблюдательность;

— ситуационная сообразительность;

— развитая логическая, терминологическая и механическая память.

Участие в олимпиадах позволяет развивать в учениках творческое мышление, которое необходимо для личности. Поэтому в работе с учащимися следует обращать внимание на проявление ими таких способностей [3]:

— способность к преодолению стереотипов. Эта способность зависит от глубины знаний, но парадокс часто в том, что чем лучше ученик знает предмет, тем больше у него может формироваться стереотипов;

— способность к поиску решения в условиях неопределённости (умение искать выход для решения – искать направление решения, глубину решения, знание какого раздела, иногда даже другого предмета, необходимо использовать);

— способность к выявлению проблем (умение увидеть проблему, может быть даже интуитивно, уяснить её сущность);

— способность к преодолению интеллектуальных трудностей (работоспособность, трудолюбие, характер).

На что может опираться учитель в работе с учащимися – олимпиадниками? Во-первых, это развитие интеллекта учащегося. Ученику требуется постоянная подпитка знаний, расширение кругозора, предметной эрудиции, систематическая тренировка в решении, подбор задач. При подготовке к олимпиадам важно поощрять в учениках самостоятельную познавательную активность – приучать их самостоятельно пополнять знания и искать источники недостающей информации. Во-вторых, на наш взгляд, надо поощрять способность к рефлексии, т.е. осмыслению и переосмыслению своих действий, своего состояния и смысла своих действий, смысла действий своего товарища. Поэтому необходимо проводить разбор задач, рекомендовать участие ученика в апелляциях, проводить совместное решение новых задач, используя так называемый приём «с листа», при котором учитель, не зная заранее решения, вместе с учеником думает над путями решения задачи. При этом происходит взаимное интеллектуальное обогащение ученика и учителя, испытывается совместная радость от решённой задачи или огорчение от неудачи. В-третьих, необходимо продумывать организацию работы учащихся. Олимпиада – это соревнование, кроме того, на олимпиаде существуют ограничения по времени. Поэтому учащемуся надо тренироваться – участвовать в других олимпиадах (заочных, дистанционных, интернет – олимпиадах.

Ещё одной из форм работы с заинтересованными учащимися является проектная и исследовательская деятельность в области химии, которая позволяет учащимся достичь реальных метапредметных результатов. Учащиеся выполняют проекты и исследования по предложенным или самостоятельно выбранным темам. На базе лаборатории учащиеся получают необходимые умения и качества исследователя. Они учатся планировать работу над выбранной темой, проводят экспериментальную часть проекта, осваивают приборы, изучают технику и методику химического лабораторного анализа.

Роль учителя–предметника — это интеллектуальное и личностное сопровождение учащихся [2,6]. Немаловажен подбор темы исследования, помощь в поиске, отборе, анализе и систематизации информации. Учащиеся учатся грамотному оформлению работы, тезисов, презентаций, овладевают научным стилем мышления и письма. В процессе работы темы исследований уточняются, конкретизируются пути поиска, корректируются методы, результаты исследования. Учитель должен быть готов к сотрудничеству с учеником. Если процесс работы над темой исследования захватывает ученика, учителю необходимо организовать участие его в научно-практических конференциях, где учащийся будет представлять и защищать свою работу. Следовательно, школьника надо обучать выступать публично, грамотно выражать свои мысли, выслушивать и принимать во внимание взгляды других, отвечать на вопросы [8]. Помощь учителя в овладении учащимися этими коммуникативными умениями бесценна.

Для успешного процесса исследовательской работы, усиления интереса и самостоятельности учащихся тема исследования, по нашему мнению, должна содержать региональный компонент.

Навыки, приобретённые участниками олимпиад и НПК, как отмечают выпускники, востребованы в их студенческих изысканиях. Методика подготовки учащихся к интеллектуальным состязаниям универсальна и может быть использована в любой предметной области. Наш опыт работы с заинтересованными химией учащимися был представлен на семинарах, конференциях муниципального, краевого уровней и используется учителями в их деятельности.

Литература

  1. Аршанский Е.Я. Обучение химии в разнопрофильных классах.- М.: Центрхимпресс, 2004. – 127 с.
  2. Голованова О.В., Лебедева Н.В. Развитие познавательных способностей учащихся в ходе учебных исследований экологической направленности //Химия в школе. 2015. — № 9 – С. 71 – 74.
  3. Оржековский П.А. Опыт химического творчества учащихся и его основные компоненты // Химия в школе. – 1999. — № 6. – С. 28-32.
  4. Оржековский П.А. Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС// Химия в школе. – 2015. — № 1. – С. 11-18.
  5. Сергиевский В.В., Ананьева Е.А., Сычёв К.В. Особенности восприятия химии одаренными учащимися //Химия в школе. – 1992. — № 5-6. – С. 25-29.
  6. Ткаченко Л.Т. О сопровождении проектной деятельности учащихся //Химия в школе. 2017. — № 1 – С. 65 – 68.
  7. «Туймаада» — шаг в науку, будущее: к 20-летию Международной олимпиады школьников «Туймаада». – Якутск: ИП Осенина И.Л., 2013. – 232 с.
  8. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие. – М.: Глобус, 2007. – 224 с.

 

Вам может также понравиться...