Новые проектные технологии в работе с одарёнными детьми

Новые проектные технологии в работе с одарёнными детьми   Автор: учитель химии Дёгтева Е.В., МБОУ лицей ст. Каневская«Школа должна вызывать жгучее любопытство.Ребёнок должен задавать вопрос: «Почему?», а не твердить отторжение: «Зачем мне это надо?»

Я хочу начать с цитаты Д.И.Менделеева. В свое время великий русский ученый писал: «Не нужно огонь познания гасить избытком топлива». Первое, что, на мой взгляд, необходимо сделать, это уйти от глубокой рутинности.

Когда ребёнок не успевает понять, он успевает только выучить, это знание от него отдельно, он выучил, но он не понял и быстро забыл. Выход только один — сделать процесс познания личностно обусловленным, когда теория становится востребованной, когда ребенок осознанно изучает теорию, чтобы объяснить конкретные факты.

Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться.

Поэтому одна из главных задач учителя – мотивировать  учащегося. А потом трудиться, но увлекательно, с удовольствием, чтобы он получил какие-то результаты, чего-то достиг. Если, ребёнок учится, имея достижения, он будет стараться ещё больше. А если, достижений нет, только вызубренный материал, то учащийся будет уходить от этого.  3 слайд

На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же количества часов.   Ещё раз понимаешь, что химия, как никакой другой предмет нуждается в пропедевтике.  То, что раньше изучалось на протяжении 7,8,9 классов и начала органической химии в 10 классе – включается в программу 8-9 класса, причём теоретически важные вопросы выносятся на первый год обучения. Поэтому, открывая первые страницы учебника химии 8 класса, мы сразу навязываем учащимся теоретические знания. Но у детей ещё пока не созрел понятийный аппарат, интеллект, они плохо ориентируются в таких понятиях как молекула, атом, они ещё не научены абстрагироваться. Учащиеся не знакомы с построение моделей, и этому надо учить долго.

В нашей школе решением данной проблемы стало введение в учебный план пропедевтического курса химии с 5 по 7 класс.

С.И. Ожегов трактует пропедевтику как «предварительный круг знаний о чём- либо».  Качество изучения предмета химии на старшей ступени зависит от подготовительной работы на пропедевтическом этапе. Чётко спланированный  и проведённый курс пропедевтики помогает заинтересовать детей и на волне этой заинтересованности добиться более осознанных и глубоких знаний. В этом курсе сведено к минимуму использование химических формул, уравнений и расчетов по ним. Этим требованиям полностью отвечает программа курса «Ступени познания». Авторы программы каневские учителя высшей категории Е.Н. Ёрж, Е.В. Дёгтева.

Пропедевтический этап в школьном курсе химии приходится на младший подростковый возраст (11-13 лет). В этом возрасте наибольший интерес у ребенка вызывает информация, которую он добывает сам, а не сообщает учитель. С другой стороны, на этапе пропедевтики возможен только индуктивный подход к обучению: от частного — к общему, от фактов — к теориям и умозаключениям. Это кажущееся противоречие можно разрешить, используя на пропедевтическом этапе самостоятельность получения знаний с помощью методов семейных проектов. Сплочённый союз: учитель и родители — может стать мощной силой, способной создать ребёнку ситуацию успеха в учении. 4 слайд

Проектная деятельность – это новая педагогическая технология, которая прочно внедрилась в образовательный процесс. Но организация этой деятельности тяжким бременем ложится на плечи учителя. Нужно всем ребятам своевременно помочь, подсказать, направить в нужное русло, подбодрить. И вот здесь на помощь детям и педагогам приходят  третьи участники учебно-познавательной деятельности – родители. Однако, очень важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной работы. Задача учителя пояснить родителям суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы они могли содействовать своему ребенку, если он обратился за помощью.

Родители получают «Путеводитель по выполнению проекта», с возможными их действиями на каждом этапе. 5 слайд

Этапы и подэтапы проектной деятельности Возможные действия родителей
Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея. Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Формулируется цель и задача проекта. Помогите в правильной формулировке.
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта. Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка.
 Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы. Помогите  разъяснить обязанности.
Изучаются источники и литература по теме проекта. Собирается и обрабатывается информация по проблеме. Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, интернет.
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы. Помогите в подготовке выводов.
 

Оформляются результаты работы и готовится отчет.

Проект готовится к презентации.  Помогите прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением.
Проводится публичная презентация проектной работы. Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им.
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

 

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

 

Таким образом, в ходе выполнения проекта родители выступают одновременно в нескольких ролях: консультируют, отслеживают выполнение плана, решают оперативные вопросы помогают в предварительной оценке проекта, участвуют  в подготовке презентации, наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Родитель – это «технический секретарь» проекта. После окончания работы над проектом очень важно с детьми обсудить итоги, обсудить вклад каждого члена в копилку общего успеха. Это служит сближению родителей и ребенка, положительно влияет на самооценку ребенка, способствует мотивации к учению,  развитию его уверенности, самосознания, ситуации успеха.

На пропедевтическом этапе изучения химии мы применяем семейные проекты двух видов: краткосрочные и долгосрочные. При составлении списка тем проектов учитываем основные аспекты курса химии: экологический, прикладной и региональный.

Экологический аспект. 

Работая над такими проектами с данным аспектом, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Проекты с Прикладным аспектом  содержания позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.
Региональный аспект.  В процессе обучения химии используем местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов ориентируем учащихся  и их родителей на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы.

Кратковременные семейные проекты в системе уроков химии на пропедевтическом этапе.

Этот вид проектов используется  на уроках в конце изучения темы.

В начале изучения материала каждой темы учащимся задаётся эвристический  проблемный вопрос, ответ на который можно найти сообща с родителями.  Все мини-проекты основываются на домашнем эксперименте, при выполнении которых участие родителя обязательно. Книга  «Я познаю мир» является настольной при выполнении этих проектов. Так в пропедевтическом курсе химии 5 класса в соответствие с темой материала проговариваем следующие вопросы для мини-проектов:

Темы пропедевтического курса химии в 5 классе Темы для мини-проектов с прикладным аспектом
Тема 1.           Знакомство с веществом

 

Как из соленой воды добыть питьевую воду?

 

 

Как научить яйцо плавать?

 

 

 

Тема 2.            Из чего состоят вещества?

 

Как заставить танцевать рисовые хлопья?

 

 

Почему йод посинел?

 Тема 3.           Вещества вокруг нас

 

Как поместить целое яйцо в бутылку?

Что заставляет свечу потухнуть?

 Тема 4.  Многообразие химических  веществ

 

Как оживить дрожжи?

Как сделать радугу в молоке?

Долгосрочные семейные проекты в системе уроков химии на пропедевтическом этапе.

Большое внимание в пропедевтическом курсе на каждой ступени изучения мы уделяем  долгосрочным семейным проектам, которые учащиеся представляют в конце учебного года.

В 5 классе предлагается разработать семейный  проект с экологическим аспектом  на тему: «Вторая жизнь упаковки». Так, в этом году,  по отзывам ребят, членов администрации, родителей, которые присутствовали на защите, лучшим проектом стал проект семьи Петроченко из 5Б класса — «Упаковка: сделай шаг в чистый мир».  Родители сумели привлечь к выполнению своего проекта не только своего ребёнка, но других одноклассников, учащихся начальной школы, организовав с помощью учителей начальной школы конкурс рисунков на тему: «Сделаем наш мир чище». Данный проект получил диплом победителя в конкурсе семейных экологических проектов на муниципальном уровне, призёр на зональном и краевом уровнях. Выполнение данного проекта формирует экологическую культуру и активную жизненную позицию у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.

В 6 классе учащиеся защищают семейный проект с региональным аспектом на тему: «Вода в моём доме». Лучшим стал проект семьи Малёванных.  Родители помогли своему ребёнку изучить систему водоснабжение ст. Каневской, принять участие в проведении анализа воды своего дома в лаборатории. Данный проект также получил диплом победителя в конкурсе семейных экологических проектов на муниципальном уровне.

В 7 классе защищают семейные проекты с прикладным аспектом  на тему: «Химия и пища». Лучшим в этом учебном году стал семейный проект Третьяковых «Бутерброд с йодом, или вся правда о соли». В данном проекте был представлен анализ  сортов йодированной соли, которые продаются в магазинах станицы Каневской, на содержание йода. Разработали рекомендации для правильного употребления йодированной соли. Проект этой семьи стал победителем на муниципальном уровне и призёром на зональном уровне в конкурсе научно-исследовательских проектов.

Ребята, добиваясь успеха на разных уровнях,  доказывают ещё раз о необходимости применения семейных проектов на пропедевтическом этапе.  Сколько радости испытывает ребенок, когда вместе с родителями находится в захватывающем поиске познавательных истин! Что может быть интереснее для родителя, чем следить за рождением мысли, за творческим поиском своего ребенка, иногда направлять его по верному пути познания, а иногда и просто не мешать, вовремя отойти в сторону, дать возможность юному исследователю насладиться радостью своего открытия, ощутить ситуацию успеха.

Затем осознанно обучаясь химии в 8 ,9,10, 11 классах учащиеся стремятся уже зарекомендовать себя на разных уровнях, выполняя семейные научно-исследовательские проекты, которые объединяют все виды аспектов: экологический, прикладной, региональный. Так проекты: «Перерабатывающая промышленность Каневского района» семьи Теркун, «Традиционные и нетрадиционные способы борьбы с кариесом зубов», «Качество пломбировальных материалов в эстетической стоматологии» семьи Кузовихиных получили признание на муниципальном, зональном, краевом уровнях.

Результаты применения метода семейных проектов

Анализируя опыт организации семейной проектной деятельности по химии, мы пришли к выводу, что работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию учащихся и способствует повышению интереса к химии, решает проблему «второго плана родителей в образовательном процессе своего ребёнка.

Это подтверждают  следующие факты:

  • Уроки проходят оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию.
  • Увеличилось количество учащихся, выбирающих осознанно химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации, что показывают результаты ГИА и ЕГЭ по химии (средний балл по ГИА – 29, по ЕГЭ – 74б). Метод семейной проектной деятельности позволяет научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Это является одним из обязательных элементов в кодификаторе требований к уровню

подготовки выпускников для проведения государственной итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

  • Учащиеся активно участвуют и занимают призовые места в школьных, районных, зональных, областных олимпиадах; участвуют в областных фестивалях учебных проектов.

Самое главное, участие в семейном проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения. Учащийся становится смотивирован на изучение теоретических основ химии в старших классах и затем, успешно  реализует свои интеллектуальные способности в жизни.

Вам может также понравиться...